суббота, 21 ноября 2015 г.

Проблемы инвалидов завхоза не волнуют


Так вот, о мониторинге реализации программы создания доступной среды.

Сначала немного статистики, так сказать для общего понимания. В течении октября и первой декады ноября, эксперты регионального отделенния ОНФ (всего около 20 человек) обследовали около 60 социально значимых инфраструктурных и государственных общедоступных объектов в Чебоксарах и поселке Кугеси. 

Не густо? Ну, что делать — наши люди предпочитают пописывать в интернетах посты о том, как все вокруг плохо, а вот лазить по снегу с рулеткой, чтобы наглядно показать, что именно плохо и насколько, это пусть кто другой.

Тем не менее, даже то, что увидели общественники, мягко сказать, шокирует. Худо-бедно еще можно понять, отчего нет банального пандуса на входе в главное управление МВД или у их соседей, в офисе республиканского управления ФСБ. Все же это довольно специфические структуры. Но как, скажите на милость, понимать наплевательское отношение к больным людям со стороны руководителей медицинских учреждений?


Например, участники обследования обратили внимание на центр общей врачебной практики при второй городской больнице. Это бывшая поликлиника агрегатного завода. Я довольно долгго жил в этом районе и был к ней приписан (да и работал тогда на Агрегатном). Так вот, я готов поклясться, что пандус, сваренный из простого швеллера, установлен у запасного входа поликлиники, еще в семидесятых годах прошлого века и, конечно, уже давно не соответствует никаким требованиям безопасности. Но это — еще не верх равнодушия к больным людям. Входы в противотуберкулезный диспансер, например, вообще не оборудованы никакими пандусами, не говоря уже о специальных лифтах. 

В офисе страховой компании «Чувашиямед» инвалидам предлагают воспользоваться кнопкой вызова специалиста, расположенной на входной группе — а затем, видимо, по мысли страховщиков посетитель может и подождать под солнцем или снегопадом. 

А ведь отсутствие элементарных приспособлений означает фактический запрет на пользование услугами. В том же МВД министр ежемесячно устраивает прием граждан — но людям с ограниченными возможностями попасть на него куда сложнее. Аналогичная картина наблюдается в приемных нотариусов, да и в самой Нотариальной палате Чувашии. Бог с ним с министром, но вот с необходимостью оформления доверенности, завещания, других документов люди сталкиваются постоянно вне зависимости от состояния здоровья.

При этом, проблема ограничения доступа выявлена почти во всех госучреждениях. Это еще с трудом, но можно понять, когда речь идет о тех ведомствах, которые располагаются в домах старой постройки, возведенных во времена, когда было не до проблем инвалидов. Но вот, например, здание первого в республике МФЦ, что на Ленинградской. Мы много слышали о том, что уже при его строительстве были учтены требования обеспечения доступности маломобильных групп граждан. Действительно, тут есть и стоянка для инвалидов, и пандус, и отдельный туалет... Вот только, как выяснили проверяющие из ОНФ, все это не соответствует нормам.

Я далек от мысли, что во всех перечисленных и неперечисленных ведомствах и учреждениях — за исключением тех, где нет вообще ничего — специально делают элементы доступной среды так, чтобы ими нельзя было воспользоваться. На мой взгляд, тут все дело в желании исполнителя качественно сделать свою работу. Например, в одном из частных банков (который тоже попал под мониторинг), все сделано так — комар носа не подточит. 

Вконечно, можно предположить, что банкиры расстарались, поскольку заинтересованны в притоке клиентов. Позвольте здесь не согласиться. Я два года провел на пенсии по инвалидности, и, уверяю вас, меньше всего думал о вкладах и кредитах.

Или вот, например, этим летом в Чебоксарах прошла успешная компания по установке специальных тактильных плиток на пешеходных переходах и остановках общественного транспорта, оборудованы соответствующие СниПам съезды с тротуаров на проезжую часть. Значит — можем, если захотим? Почему же эксперты, приинимавшие участие в мониторинге, грустно шутят, что если так пойдет и дальше, впору будет говорить о создании «неприступной среды»?

Региональный координатор проекта «За честные закупки» Владислав Солдатов, кстати, задает еще один непраздный вопрос: на многих объектах установка элементов доступной среды велась за бюджетные деньги, а результат — ноль. «Мы не говорим о том, что программа создания доступной среды в Чебоксарах и республике полностью провалена. Но даже на беглый взгляд видно, что на многих объектах социальной инфраструктуры бюджетные средства, субсидированные на создание доступной среды были потрачены неэффективно, а то и вовсе впустую».

Собственно, это не открытие, и те, для кого, по идее и создается доступная среда, об этом знают. Параллельно с мониторингом региональное отделение Народного фронта провело опрос инвалидов — и результаты печальны.

Вечно так оставаться не будет. Очевидно, что вопрос создания доступной среды будет рассматриваться на региональной конференции ОНФ, результатом чего должны стать общественные рекомендации главе Чувашии по организации второго этапа реализации программы. Он должен начаться в следующем году.

Вряд ли останутся без внимания и те объекты, на которые уже были потрачены госсредства. Кому-то придется за свой счет доводить до ума бесполезные пандусы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий